И в столицу не надо: как Детская филармония воспитывает детей и взрослых

И в столицу не надо: как Детская филармония воспитывает детей и взрослых

25.11.201911:47

С конца 90-х в музыкальной школе Верхней Пышмы устраивают тематические вечера. Чайковский и русский рок, Рахманинов и популярная музыка входят в программу Детской филармонии. Как все устроено, расскажет преподаватель по классу фортепиано и администратор проекта Наталья Липатникова

Как родилась идея филармонических концертов?

Узнавать мир музыки и не слышать ее вживую – то же самое, что учиться рисовать без красок, карандашей и бумаги. Проект существует уже несколько десятков лет. В самом начале выехать в Екатеринбург на концерты было очень сложно, это требовало времени, так как транспорт не ходил так часто. Коллектив у нас всегда был профессиональный, грамотный, и мы решили, что справимся своими силами. Стали проводить тематические вечера о Кабалевском, Рахманинове и назвали их «музыкальными гостиными». Сами играли, сами пели, сами это мероприятие вели. Один раз даже ставили мюзикл, беседовали о Шопене при свечах. В этом году у нас 22-ой концертный сезон.

От чего зависел выбор темы вечера?

Сначала концерты были приурочены к важным датам из биографии композиторов, которые писали музыку для детей – это Чайковский, Шуман, Прокофьев. Постепенно круг тем становился шире. Это были уже музыкальные беседы о стилях и жанрах разных эпох. Мы готовились самостоятельно, выбирали произведение и занимались. Сейчас ничего не изменилось. Преподаватели также остаются после основных занятий, чтобы отрепетировать свои номера.

Когда из небольших концертов выросла Детская филармония?

В самом начале в качестве зрителей мы приглашали учеников с родителями, потом к нам стали приходить гости из Клуба книголюбов. Им очень понравились концерты, и они предложили расширить аудиторию на город, понесли эту новость в массы. С годами проект разрастался, и в 1998 году он стал называться Детской филармонией. Мы начали работать на разную аудиторию - на подготовленную и неподготовленную, наметилось несколько направлений. Одно из них – «Классика – это классно».

Сколько концертов в год вы сейчас проводите?

В цикле «Классика – это классно» на сегодняшний день четыре. Их посещение платное, мы предлагаем абонементы. Наш зал рассчитан на 250 мест, и всегда у нас аншлаг. В прошлом году аудитория слушателей расширилась за счет воспитанников Верхнепышминской кадетской школы, абонементы для них купили родители наших учащихся – Светлана Насонова, Римма Гильмутдинова, Ольга Круглова, Данис Закиров.

Что филармония приготовила для зрителей в этом году?

Первый концерт из цикла «Классика – это классно» прошел в конце октября и назывался «Осенняя элегия». Фортепианная, вокальная музыка звучала в исполнении студентов и аспирантов Уральской государственной консерватории.

13 декабря состоится следующий концерт «Дворянская усадьба». В программе - история русской литературы, архитектуры конца 19-го века и, конечно, русская музыка - Глинка, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский.

А в феврале в концерте «Музыка в светлых тонах» наши зрители увидят и услышат камерный ансамбль из Детской музыкальной школы № 2 имени Михаила Глинки из города Екатеринбург. Завершит сезон концерт известной группы Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии «ИзумRUд».

К каждому мероприятию мы обязательно готовим презентацию, дополняем музыку какими-то фактами из истории других искусств, поэтому выступления носят познавательную функцию. К нам ходят группы из общеобразовательных школ, иногда преподаватели литературы даже спрашивают заранее, какие темы мы запланировали, и приурочивают свои уроки к концертам: музыку послушали – прочитали произведение.

Классический цикл рассчитан на более взрослую публику. Есть ли программа для маленьких?

Конечно. Раньше мы часто проводили концерты непосредственно в детских садах. Когда их было 3-4-5, это было реально, затем становилось все сложнее. В какой-то момент мы предложили садикам ходить в гости к нам. Так у нас родилось второе направление филармонии – «Истории из нотной тетради». Это утренняя программа для детских садов, где для малышей играют учащиеся музыкальной школы. По каждой теме из цикла в нашей школе проходит два утренних концерта - в 10 и в 11 - и один в Школе-интернате для слепых и слабовидящих детей им. С.А. Мартиросяна. В общей сложности наши программы посещает 460 детей.

На учебный год запланировано три выступления. «Музыкальные забавы мажора и минора» были в октябре. Следующий концерт – «Ритмические зарисовки» - состоится в конце февраля. Финальный аккорд – «В детстве все бывает» – мы дадим в апреле.

Детский цикл отличается по формату от классического?

Да, если у основной программы продолжительность обычно около часа, то длительность концерта для детских садов около 40-50 минут. Концерты проходят в игровой форме, элементарные музыкальные знания ведущая преподносит через героев сказок и мультфильмов. И когда на следующей встрече дети узнают пьесы из «Детского альбома» Чайковского и бодро отвечают, что мажор – это весело, мы понимаем, что работаем не впустую. 

В основной программе на следующий год запланированы «Лучшие мировые хиты». Чем обусловлен такой выбор?

Дети должны много слушать и много знать, чтобы потом они умели оценивать и аргументировать. Однажды в рамках концертов мы приглашали рок-группу из Дома детского творчества под руководством Леонида Клюкина. Знаете, что у нас творилось в зале? Дети даже выбегали на сцену, прыгали и были счастливы. На классических программах нельзя ведь даже шептаться, а тут можно! Любой концерт расширяет кругозор, дети должны выходить в жизнь подкованными не только в музыкальном плане, важно в принципе уметь общаться с людьми.

На концерты приходит много взрослых. Что им это дает?

Для взрослых это своего рода музыкальный ликбез. Многие выходят и говорят: «Интересная музыка звучала, а мы такое еще не слышали». Они узнают факты из биографии композиторов, открывают для себя живопись. Кроме того, классический концерт – это еще и воспитание. Это место, где существуют определенные правила поведения, где важно проявлять уважение к окружающим. И, наверное, это самое главное, ради чего стоит слушать музыку.

Беседовала Елена ЧЕТКОВА

Фото Алисы ЩЕРБАКОВОЙ

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.