Легкий миллиард: тысяча и одна уловка мошенников

Легкий миллиард: тысяча и одна уловка мошенников

29.01.202016:29

Делаете покупки в интернете, используя бесплатный wi-fi? Передаете вашу банковскую карту в окно оператору на заправке? Оставляете свой номер телефона в магазинах, чтобы получить дисконтную карту? Вы – в группе риска по краже денег с вашего банковского счета, даже если никогда не теряли карту. «Красное знамя» разбиралось, как защитить ее от несанкционированного использования, и можно ли вернуть деньги, если их украли.

С миру по 50 рублей – и вот вам миллиард

По данным Центробанка, объем операций по карточным счетам в России сейчас составляет 100 трлн рублей в год, для сравнения бюджет России лишь 15 трлн рублей.

Неудивительно, что криминал активно начал осваивать новые технологии, чтобы получить доступ к таким суммам.

Банк России оценивает объем мошеннических операций в 1 млрд рублей в год: условно это 300 тысяч преступлений с ущербом в 3 тысячи рублей каждое. При этом только в Свердловской области, по данным полицейского главка, официальный ущерб в 2019 году по кражам с банковских счетов с использованием мобильной связи и интернета составил 30 млн рублей, а ущерб от мошенничеств в данной сфере – 70 млн рублей.

- Мы затрудняемся в оценке масштабов явления, - рассуждает эксперт по безопасности Уральского главного управления Банка России Александр Сальников. - Когда человека обманули при покупке автомобиля – он гарантированно обратится в полицию, а если он стал жертвой мошенников явно по своей вине и потерял 100 рублей, то вряд ли станет информировать о преступлении, а значит, создаст почву для их роста.

По словам эксперта, сегодня снижаются суммы, украденные в результате преступлений, и увеличивается количество обманутых держателей карт: «с миру по 50 рублей – и злоумышленники зарабатывают миллиарды» при этом зачастую оставаясь безнаказанными. Раскрываемость по мошенничествам с использованием цифровых технологий в 2019 году составила 22 %, а по кражам с банковских карт – 34 %.

Такие данные озвучил врио начальника управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области подполковник полиции Евгений Власов. Он уточнил, что с 2018 года количество преступлений превысило тысячу случаев, а найти злоумышленников становится все труднее.

Психология побеждает технологии

- За последний год мошенники стали реже использовать технические средства по взлому банковских программ и счетов клиентов, поскольку разработка таких технологий требует больших денег и компетентных кадров, - рассказала директор по развитию сервиса Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Олеся Милкова.

С ней согласны и эксперты Банка России. По их данным 10% от общего объема незаконных операций с использованием карт – это обман в организациях торговли и услуг, 12% - через банкоматы и платежные терминалы, и 78% - через интернет и мобильную связь.

- Раньше мошенники чаще использовали высокотехнологичные устройства – накладные клавиатуры на банкомат, скиммеры, которые считывают данные карты, даже подставные банкоматы, снабженные шпионскими устройствами. Сегодня это экономически невыгодно и технически затруднено, так как банкоматы в основном расположены в общественных местах и оснащены видеонаблюдением, - пояснил Александр Сальников.

В 2019 году более 97% случаев хищения со счетов граждан и 39% – со счетов юридических лиц были совершены из-за человеческого фактора. Злоумышленники побуждают жертву к принятию поспешного решения. Выигрыши, бонусы, компенсации, дешевые машины, товары по предоплате, которые никто не собирается доставлять, - типичные уловки аферистов.

Время запугиваний: «Ваш сын попал в ДТП, перечислите ему денег на этот счет» уже прошло. Сейчас запомните фразу: «Я сотрудник службы безопасности банка, произошло несанкционированное списание денег с вашего счета (сбой в системе), назовите номер своей банковской карты и код с обратной стороны или из sms, чтобы вернуть средства».

Олеся Милкова из УБРиР также предостерегает, что злоумышленники могут представляться сотрудниками МФЦ, Пенсионного фонда России, других госорганов. А подполковник полиции Евгений Власов добавляет, что благодаря использованию IP-телефонии мошенники звонят якобы с номера вашего финучреждения. Самый популярный – телефон контактного центра Сбербанка – 900.

Персональные данные как ценность

- В основе большинства преступлений лежит утечка персональных данных, - резюмирует эксперт Центробанка. – Злоумышленникам достаточно реквизитов карты, чтобы оплатить товары в интернете с вашего счета. При этом sms-информирование работает не всегда. На популярных площадках типа AliExpress такой опции нет.

Алексей Сальников отмечает, что пропажа денег из-за потери карты становится редким случаем. Утечка реквизитов чаще происходит через мессенджеры, когда граждане посылают фотографии обеих сторон банковских карт.

- Если вы автомобилист, то вспомните, как вы заправляетесь в большинстве АЗС: стена, окошко и необходимость передать карту оператору, чтобы тот вставил ее в систему, а вы ввели пин-код. Карта оказывается за зеркальным стеклом. Если оператор недобросовестный, то потеря конфиденциальности становится  опасной, - предостерегает представитель Банка России.

Он рекомендует завести несколько карт и установить на каждой суточный лимит расходов. Одну использовать исключительно для оплаты покупок в интернете. Оффлайн пользоваться бесконтактной картой через смартфон, установив на него качественный антивирус, который своевременно обновляется.

Нужно осторожно оставлять свой номер телефона в открытом доступе – социальных сетях или магазинах, где взамен обещают скидки. Даже сведения о том, что конкретный номер телефона принадлежит дееспособному гражданину - серьезное подспорье мошенникам, чтобы произвести атаку на конкретное лицо. Так, за 6 месяцев прошлого года обнаружено более 13 тысяч предложений о продаже баз данных – это сведения о людях, которые компонуются в различные подборки и являются лакомым кусочком для организованных преступных групп.

- Предложим, что есть база в 1 миллион мобильных номеров. Утром, когда мы едем в метро, приходит sms: поздравляем, наша фирма презентует вам как ценному клиенту 100 рублей. Далее берется тайм-аут и приходит второе сообщение: «Приносим извинения, по техническим причинам деньги перечислены не по тому адресу. Просим вас вернуть деньги одним из указанных способов». Согласно статистике, каждый десятый не проверит информацию и попадется на эту уловку. Экономический эффект от такой операции - 10 млн рублей. Затраты преступников на покупку баз данных и массовую рассылку на порядок меньше, - привел гипотетический пример эксперт.

Сотрудники банка никогда не запрашивают номера карты, CVV-код, PIN-код, пароли, номера, цифры из sms-сообщений!

Можно ли вернуть деньги?

Согласно федеральному закону №161 «О национальной платежной системе», банк обязан вернуть деньги клиенту, если тот выполнил два условия: не нарушал правила безопасности и сообщил банку о краже денег не позднее следующего дня после уведомления об операции. Финучреждение и платежная система за 30-60 дней проводят расследование и сообщают о решении. Если оно положительное, то возврат денег производится в указанный в договоре с банком срок либо в течение семи дней с момента предъявления клиентом своих требований. Если банк отказался возвращать деньги, то нужно потребовать письменный отказ с обоснованием. Если оно покажется неубедительным – обращаться в суд.

Управляющий партнер юридического альянса «Право-Инвест» Ярослав Русских уверен, что «все радужно только в законе».

- Судебная практика противоречивая. На Урале я сталкивался с тем, что суд встает на сторону клиента. В Москве по аналогичному делу, рассмотренному в сентябре 2019 года, закон в итоге оказался на стороне банка. В последнее время участились случаи кражи денег с банковский карт, когда злоумышленник получает дубликат sim-карты и с ним доступ к счету. Поэтому проще привлечь к ответственности мобильного оператора. Такое я видел чаще, чем когда отвечает банк. Если финучреждение формально выполнило все процедуры проверки, прописанные в договоре, то придраться к нему сложно. Пытаться вернуть свои деньги надо, но единых рецептов нет – надо исследовать каждый конкретный случай списания средств, - резюмировал юрист.

Мария ТЕРН

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.